Сайт Свято-Никольского храма г.Балхаш - О православном воспитании детей в семье
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Карагандинская и Шахтинская епархия
По благословению Севастиана епископа Карагандинского и Шахтинского

О православном воспитании детей в семье

О православном воспитании детей в семье

К.Ушинский (1824-1870). «Мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное воспитание может быть только религиозным».

Святитель Иоанн Златоуст о воспитании

«Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию.

Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их.

Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперёд, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях, заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием.

Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души».

В семье совершаются самые главные жизненные драмы, которые затем накладывают свой мощный отпечаток на всю жизнь человека. Нужно как-то эти драмы миновать, а если они и произошли, выйти из них. Но ни педагогика, ни психология с их современным арсеналом средств ответ на вопрос, как это сделать, не давали.

Оказалось, что высвобождение людей из их жизненной драмы возможно в Церкви. Более того - только в ней. Она единственная обладает всем необходимым для того, чтобы высвободить человека к жизни по ему глубокому, Богом дарованному назначению. Но нужен труд человека навстречу Богу, Церкви. А в конечном итоге выходит из жизненной драмы высвобождение из греха и обретение себя богодарованному совершит Сам Господь. Совершит в Таинствах. Патриарх Алексий II сказал о жизни вне храма: «Нужна литургия после литургии», то есть жизнь в семье, в укладе, в обычаях и традициях Церкви.

Память о конечности земной жизни, и в особенности опытное чувство и знание, что время и будущее нам не подвластны, приводит человека либо к отчаянию, либо к упованию. Выход из тупика начинается с того момента, когда во внутреннем опыте сознания или чувства человек слышит явственную потребность обращения к невидимому Богу, существование Которого с возрастающей ясностью он всё более прозревает в своей душе.

Мы не знаем, как и что происходит в таинственном сорастворении души и Христа. Поэтому для ребёнка важно не столько соблюдение церковных уставов, хотя и это имеет свой смысл, так как дети имеют любовь к чину и порядку. Детей не столько надо учить молиться, как молиться вместе с ними, общая атмосфера молитвы сильнее всего действует на их душу. Непедагогично мелкое использование идеи божества, его всеведение, справедливости. Для ребёнка важно не заучивать слова молитвы, но вести его так, чтобы он чувствовал себя стоящим на молитве перед Богом, поэтому важна соответствующая установка души. Религиозная активность ребёнка проявляется в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть её отражением.

Дитя нуждается в насыщении души религиозными образами. В дошкольный период дети не могут выразить религиозное чувство иначе, как в чём-нибудь внешнем, более лёгком, потому что внешнее выражение религиозных чувств правильно и полезно. И нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок имел у себя угол с иконами, лампадкой и святыми.

Жизнь, которую находит вокруг себя дитя, не только не соответствует верованиям, но часто противоречит им. Дитя не может не замечать этого разлада, и в душу его незаметно проникает ядовитый религиозный дуализм. Нечего удивляться, поэтому, что религиозная активность у детей столь мало является творческой, его религиозные переживания рано приобретают пассивный характер. Фактически же мы, взрослые, употребляем все усилия к тому, чтобы ослабить самый тон религиозной жизни в ребёнке, чтобы оттеснить её в глубь души, сделать бессильной, бесплотной - и делаем мы это больнее всего и больше всего для детской души своей жизнью. Мы можем «вживаться» в детскую душу, - и именно в моменты наивысшего подъёма в нас это вживается. Мы с болезненной ясностью сознаём, как далеко мы стоим от детей. С одной стороны, под влиянием идеалов христианства, мы хотим в детях удержать и сохранить её чистоту и правдивость, с другой стороны, не хотим совсем изгонять пробирающуюся в детскую душу ложь, так как это было бы опасно для детей. Мы инстинктивно хотим соединить и одно, и другое - охранить детскую душу в её светлых сторонах, а с другой стороны, подготовить дитя к жизни. Пока нет в нашей жизни правды, пока далека жизнь от идеалов Евангелия, воспитание наше неизбежно будет отмечено таким мучительным и ядовитым дуализмом. Тот путь компромисса, к которому вы ведём дитя, сам же и создаёт опасности для морального развития ребёнка, и мы часто лишь увеличиваем эту опасность своими неумелыми замечаниями. Я (Зеньковский) не гляжу идиллически на душу ребёнка, считаю, что в глубине её есть немало тёмного, а порой злого, но знаю и то, что мы своими неправильными замечаниями не только не помогаем ребёнку стать лучше, а лишь удаляем его от сознания своих ошибок. Дайте простор глубоким и чистым движения души ребёнка, развивайте её творческие порывы, творческую активность, сохраняйте всегда уважение к детской личности и веру в неё, - и в этой доброй социальной атмосфере незаметно излечится детская душа не только от лжи, но и от других пороков. Велика тайна человеческой души - не только зрелой, но и совсем юной, что мы хотим остаться свободными не только в своих грехах, но и в своём раскаянии. Раскаяние невозможно по приказу, по совету, но зато как глубоко и плодотворно протекает оно, если мы оставим дитя свободным в этих нежнейших движениях его души.

Как пренебрегает христианским воспитанием детей, является детоубийцей (архимандрит Кирилл). Любящий взор матери видит в своём ребёнке то, что не видят другие люди, - и потому можно сказать, что матери, в общей оценке детской личности, ближе к истине, чем те, кто глядит на детей равнодушно.

Когда ребёнок видит, что родители молятся утром, вечером, посещают службы в храме, причащаются и причащают детей, он и сам будет стремиться к тому же. Детская душа восприимчива и напитывается Божиим Светом и получает как бы иммунитет против разрушительных проявлений жизни. Религиозные образы необходимы ребёнку для выражения религиозных переживаний - такова их функция, вот отчего нет лучшего воспитательного материала, чем рассказы о Иисусе Христе, о Богоматери, о святых.

В детской религиозной жизни на первый план выдвигается то, что общее отношение ребёнка к действительности носит мифологический характер. Если бы дитя не слышало от взрослых о Боге, он бы инстинктивно искал своей мыслью центр и средоточие мира, Хозяина и Господина - Отца и Вседержителя. Из этого корня растёт то, что можно назвать своеобразной «естественной детской религией» и оформление идеи Вседержителя в детском уме лишь заканчивает процесс, уже шедший в детской душе.

Ошибки родителей на этом пути:

  • сообщают детям религиозные понятия, которые они не воспринимают, либо слабо воспринимают;
  • наоборот, ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозной пустыне будто бы охраняет «естественное развитие души»;
  • превращают Божество в детских глазах в карательную инстанцию («Бог накажет»). Учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление к Богу, Который всё создал и сохраняет, а развивают страх перед Богом;
  • момент узкого утилитариума (выгоды) - нередко дети узкоутилитарно смотрят на молитву, и на этой почве рано или поздно развивается религиозный кризис;
  • вносят в детскую душу дохристианское понятие о Боге-Судии; тайна Божией любви, безмерной и прощающей, остаётся часто закрытой от детской души из-за этого.

Протоирей Аркадий Шатов : «Воспитание детей - это вообще подвиг времени. Прежде всего нужно хотеть того, чтобы дети полюбили Бога, чтобы они верили в Него, чтобы они во всех жизненных ситуациях обращались к Нему; нужно хотеть спасения их души. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить!»

Если вы станете делиться с ребёнком своими сокровенными мыслями о Боге, молитве, богослужении, покаянии, Причащении, то крупицы таких разговоров западут в его сердце и дадут ростки.

Архиепископ Амвросий Щуров : «Христос ближе ко всякому человеку, чем мать к своему ребёнку. Всякий раз, когда мы делаем что-либо светлое, чистое, каждый раз тогда близко-близко к нам стоит Христос».

Господь велит почитать родителей, и дитя особо дорожит родительским благословением. В православном народе на Руси почитание составляло важнейшую основу нравственной жизни.

Вот что писали о взаимоотношениях родителей и детей на рубеже XVIII-XIX веков в России: «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушливы и поучительны. Не было, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать престаревших».

«Прошу вас, возлюбленные мои детушки и невестушки» - из письма главы семьи домой.

В наше время почитания почти не стало. Энергия этой силы души перехвачена в детях и подростках различными страстями, и в отношениях со старшими всё больше действует корысть, которая и диктует внешнее уважение к ним. Оно ограничено местом и временем. 80% школьников - за почитание родителей (V заповедь).

Ушинский : «Хороший воспитатель наблюдает за ребёнком и как т. Мальвин хочет шагнуть он как бы подставляет ступеньки под ноги вместо того, чтобы тащить его за собой по лестнице».

Он помогает ребёнку самому выстраивать свою лестницу жизни и параллельно обучает его самостоятельности.

Вообще правил не существует - просто надо держать руку на пульсе ребёнка - принцип: родительская интуиция.

Но нам страшно доверять ребёнку, отпускать его далеко от себя, хочется опекать, чтобы он не пропал.

Ребёнка окружают, с одной стороны, дурные общества, а с другой - сердобольные родители с тисками, в которых они закручивают свободу своих детей. Итог: проблемные дети.

Ребёнок вырос не сам по себе. Он- веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого; он - веточка от стола проблем родителей, связанных с жизнью вне Бога.

Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей - это иллюзия, капкан дьявола, который может держать их в плену многие годы, изолируя родителей от детей.

Отношение детей к родителям - это зеркальное отражение родительского отношения к Богу. Чтобы изменились дети, прежде необходимо перед Богом измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя гораздо легче и проще. Чем раньше наступит прозрение, тем лучше будет для всех нас. Главное - не опоздать во времени. Поздно говорить о воспитании, когда детям уже восемь и больше лет. Природа не терпит пустоты. Если ребёнок не получает от родителей внимания, любви и тепла, он будет искать внимания на стороне. Уютно ли детям дома, понимают ли их там?

Господь дал нам детей и поручил нам исполнять наши родительские обязанности. Дети непокорны нам, потому что мы непокорны Богу. Дети раздражают нас, потому что мы раздражаем Бога. Дети стали равнодушны к нам, потому что мы равнодушны Богу. Дети - зеркало своих родителей. Если хотите изменить детей - сами изменитесь перед Богом, сами пребывайте в Нём.

Господь ждёт наших детей. «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40).

Две заповеди - словно рельсы, по которым мчится локомотив нашей духовной жизни. Убери одну - и катастрофа неизбежна. Возлюбить Господа - первая. Возлюбить ближнего - вторая. Они взаимосвязаны. Вторая вытекает из первой. Это фундамент жизни. Если рушится фундамент, рушится всё строение. А кто может быть ближе собственного ребёнка, детей? На этих двух заповедях, этом краеугольном камне утверждается семья и Церковь, страна и государство.

Ушинский : «Любовь - единственное средство подчинить себе душу ребёнка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим».

На основе уроков любви, полученных в семье, дети создают образ Бога, в Которого будут верить. И образ этот может соответствовать Евангельскому описанию, а может оказаться и сильно искажённым. «Человек - это образ и подобие Божие».

Опыт семейных взаимоотношений для ребёнка играет важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребёнок формирует и строит своё восприятие Бога и общение с Ним.

Безусловно, что Бог невидим, и непознаваем при помощи обычного восприятия. Но в то же время, Он наш отец, родитель.

При этом не важно, что говорят родители ребёнку о Боге на словах, для него важнее не то, что он слышит от них, а то, что чувствует и переживает в своей семье. Если родители, приучая ребёнка к вере, говорят, что Бог есть любовь, но при этом излишне строги, а порой и незаслуженно жестоки с ребёнком, то слова о любви для него остались для него пустыми словами. А вот то, что жестокость есть непременная часть отношений, он чётко усвоил. Более того, он может сказать своё понимание вещей настолько, что начнёт думать, будто суровое наказание и есть проявление той самой любви, о которой говорят родители. В результате формируется искажённый образ Бога как жестокого и несправедливого наказывающего существа. Бог - небесный Отец, Бог - любовь, - вот, что ребёнок должен чувствовать.

Психолог и теолог Шаллер в книге «Потеря и обретение отца» делает вывод о том, что отношение ребёнка с отцом является фундаментально значительными для всей жизни любого человека - формирования его самосознания, выборе профессии, построения семьи а также обретении веры в Бога. Оказывается, что у многих выдающихся атеистов, опровергающих существование Бога, отцы были или агрессивными, слабыми, или отсутствовавшие (Вольтер, Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд и другие).

Изучение религиозной жизни ребёнка очень трудно и здесь существует некоторая аналогия с теми трудностями, какие встречают нас при изучении первобытной религии. Религия имеет глубокие корни в душе человеческой, и помимо влияния внешней обстановки, традиции, душа детская, как и душа первобытного человека, тянется к горней сфере, ищет её. Основным религиозным чувством является непосредственное чувство Бога, живое ощущение Его близости, переживание встречи души с Богом. Религиозное чувство таит в себе нечто музыкальное, что трудно передать словами. Всякая религиозность является влиятельнейшей психической силой, окрашивающей всю нашу личность, религиозный опыт, религиозная жизнь им не побочное, а основное место в системе души. Религиозная жизнь в нас имеет глубокую тенденцию стать в центре нашей жизни, нашей личности, стремится окрасить и нашу активность, и наши восприятия, и понимание действительности. Наша религиозная жизнь является не монологом, а живым диалогом - беседой, иногда и «борьбой» с Богом.

Религия, как и психическая функция, не может быть устранена из души человека - человек, теряющий «веру», не теряет потребности в религии и часто, по словам Достоевского , «верует "в своё" неверие». Если бы дети не слышали от взрослых о Боге, они бы инстинктивно искали своей мыслью центр и средоточение мира.

Детское сердце вовсе не является религиозно тусклым, - наоборот, оно носит в себе живое чувство Бога, но мы не умеем играть на этом дивном инструменте - на детском сердце, не умеем извлекать из него гимн Божеству, которое бессознательно поёт дитя в глубине своей чистой души. Высокая религиозная настроенность детской души имеет вокруг себя такую холодную религиозную атмосферу нашего времени, такое религиозное одичание, что не думает удивляться тому, что этот источник духовной жизни часто засоряется, заменяется суррогатами.

Главное - это влечение нашего времени - телевидение, страстная эмоциональность. Всякий человек на себе ощутил на себе прилипчивость к телевизору, невозможность оторваться от него. И чем больше напряжение слежения за событиями или чем больше удовольствие от созерцания, тем меньше остаётся в ребёнке отклика на реальную нужду. Сила телевизионного и компьютерного зрелища столь велика, что внимание человека привыкает к ним. Будничная жизнь становится серая и малоинтересная в сравнении с теле- и компьютерными эффектами. В результате развивается болезнь; в цельно человек собирается своим вниманием и волей только перед телевизором и компьютером. Вне этих зрелищ он всё более становится безвольным, расслабленным. Крайняя форма этой болезни сказывается не только на эмоциональном настроении, но и на физиологии. Человек, ставший взрослым, может пережить атрофию совести и сил души, и с годами может закрепиться как человек внешний, с чувством потери смысла жизни.

Поэтому в деле воспитания детей взрослые должны быть рядом, как садовники, поэтому воспитание должно быть бережным. Нельзя насильственно внедрить что-нибудь в ребёнке. Нужно закладывать доброе в ребёнке прежде всего поступками христианской любви, ибо как растению требуется тепло и солнечный свет, так и ребёнку требуется родительская любовь, которая должны быть разнообразной, доброй и ласковой, строгой и требовательной.

Часто дети перестают ходить в храм. Самое трагичное, когда подростка, постоянно обвиняемого в бесноватости или безбожии, заставляют ходить в храм, формально участвовать в таинствах. И не так страшно, если он со временем честно отойдёт от церкви, хуже, если он станет религиозным ханжой - человеком, знающим о чётках, архиереях, старцах, но которому всё, что связано с живым отношением со Христом, будет совершенно безразлично.

А религиозное фарисейство родителей порождает рабство, уныние, страдания. Буква убивает радость, своду, детство, как в семье, так и в Церкви, создаёт атмосферу уныния. В некоторых семьях родители насаждают религиозность репрессивными методами. Родительский религиозный эгоизм разрушает семейный уют и наносит непоправимый ущерб самим же родителям.

Нельзя подростка в это непростое, но важное время формирования ценностей выталкивать из семейного круга. Наоборот, нужно сохранить тёплую, понимающую, домашнюю атмосферу, чтобы, уходя из церковной жизни, он не был исключён из семьи. Не давайте никаких критических оценок того, что нравится ему. Напротив, попросите ребёнка объяснить, что ему близко, например, в современной музыке. Искренне скажите подростку, если вам не нравится эта музыка, или какая-то композиция вам интересна. Протоирей Аркадий Шатов : «Можно и нужно войти в жизнь ребёнка, стать для него самым интересным собеседником. Тогда он не будет искать утешения у других людей или на улице, у друзей, которые не знают Бога, где пьют и пердят. Важно сделать так, чтобы у детей были верующие друзья».

Общение с детьми - это серьёзное служение, требующее большого терпения, огромной любви и мудрости. Надо постараться стать для детей интересным собеседником и настоящими друзьями.

Общение с детьми - это служение детям. Как важно, чтобы наша жизнь была чистой и благословенной, чтобы нам не передавать следующим поколениям нашу гордыню, скандальный нрав. Мы обязаны оставить грядущему после нас роду добрый пример, любовь к богу, твёрдое упование на бога во всех ситуациях жизни. А для этого первой воскресной школой для детей должен стать их собственный дом, а семья - домашней церковью.

Служение детям - это служение Богу. «Так как вы сделали одному из сих братьев меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Наш Господь Иисус Христос отождествляет Себя с детьми. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18, 5-6, 10). Равнодушие к детям - это равнодушие к Господу нашему Иисусу Христу. Проклинаешь, злословишь своего ребёнка - проклинаешь, злословишь Господа. Благославляешь детей - благославляешь Господа.

Если родитель пытается наказать ребёнка и не верит в его исправление, а только срывает на нём зло, то в глазах Божиих он совершает грех. Ни при каких обстоятельствах нельзя выходить из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Надо держать себя в руках и хранить ключи успешного воспитания - любовь, добрую совесть и нелицемерную веру.

Афонский старец Паисий Святогорец : «Несчастных детей сегодня разрушают. Поэтому они так взбудоражены, так заморочены. Ребёнок хочет сделать одно, но делает другое. Он хочет пойти в одну сторону, но дух нашей эпохи уносит его в другую. Тёмные силы развернули страшную пропаганду, это они направляют ко злу тех юных, у которых в голове не хватает соображения».

Сейчас - свобода личности, её права - на пьедестал. Потому дети не слушают ни родителей, ни учителей. И они не виноваты, так как считают, что должны поступать именно так. В этом их поддерживает и государство, их подталкивают к этому.

Маленькие дети уже озлоблены. Разве увидишь на их лицах сияющий взгляд, благодать Божию? Один архитектор привёз группу юношей на Св. Гору. Случайно встретил другую группу детей - из закрытого учебного учреждения, в котором дополнительно изучают богословие. Архитектор сказал своей группе: «Вы ничего не замечаете? Посмотрите друг на друга, а потом на лица этих детей. Посмотрите, как сияют их глаза! И посмотрите на наши глаза - они всё равно, что глаза дохлой рыбы. Мутные. Ведь глаза - зеркало души». А те ребята участвуют в богослужениях, Таинствах.

Пришёл какой-то паренёк, избитый нынешними ветрами. Я понял, что сюда его привели молитвы его матери. Насколько же сильны материнские молитвы! «Помолись, отче», просил он меня, «так как я не могу выпутаться из этого болота». С детьми надо говорить о сатанизме, но очень осторожно, по-доброму. Их родители в детстве не понимали, для чего нужны вера, Церковь, и потому их сейчас совершенно развинтили. «Свобода! Не смейте трогать детей!» А дети рады-радёшеньки. И это на руку некоторым людям. Ведь если детей не сделать бунтарями, то как их потом заставить разнести всё на мелкие кусочки? И теперь видишь, как несчастные дети стали уже почти бесноватыми.

Мирская эволюция в сочетании с этой греховной свободой принесла человеку духовное рабство. Свобода духовная есть духовная покорность Божией воле. Юный нуждается в духовном руководителе. С ним он должен советоваться и его слушаться - для того, чтобы идти вперёд с духовной надёжностью, избегая опасностей, страхов и тупиков, потому что у него нет своего опыта. Дети - это чистые компакт-диски. Если на них будет записан Христос, то они будут с ним всегда. Если же нет, то детям легче будет уклониться ко злу, когда они подрастут. Если человек получил дух, помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если немного «пропитать» детей благоговением (олифа по дереву), страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь.

(Поведение детей в общественных местах, в транспорте, перебивают зрослых, не считаются с другими «Я хочу!») Духовная скромность - это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живёт уважение перед родителями. Там любовь. В любви есть дерзновение в хорошем смысле этого слова, есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх. Уважая своего ближнего, человек уважает самого себя, но при этом самого себя в расчёт не берёт. «Появилось много логики, и исчезло доверие Богу».

Мирская среда и мирские родители разрушают детей. Дети становятся озлоблёнными, ведут себя с ожесточённым бесстыдством. Детей, имеющих в себе беса, немного. Дети подвергаются бесовскому воздействию извне. Всё начинается с бесстыдства, которое отгоняет от ребёнка Благодать Божию. А когда Благодать отходит, дети ожесточаются, бесчинствуют. И наоборот, дети, которые имеют благоговение, непрестанно приемлют Благодать Божию. На таких детях пребывает Божие благословение. Таких детей видно, их глаза сияют.

Ребёнок, который имеет к другим претензии, ребёнок, которому ничем не угодишь, превращается в бунтаря, в дела. И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающей их, если они и дальше будут вести себя с бесстыдством, тогда - Боже упаси! - Благодать Божия оставляет их вдвойне, так как они вне Церкви. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребёнок приемлет благословение Божие, освящается. Детям не разрешается попасть под «духовное влияние», но при этом от всякой чуши их не защищают. Сегодня детей загружают и заваливают целой кучей всякого мусора. Их перекармливают науками, но при этом оставляют другую чашу весов - духовную. В школах детей прежде всего должно учить страху Божиему. Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и о Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастёт? Ничего. Ничто не проходит бесследно - придёт время и семя прорастёт.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с раннего возраста? В детстве сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это имена та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве сожжет очистить, спасти человека. От того так важно держать детей ближе к Церкви - это напитает их на всю жизнь.»

Общение с детьми учит нас искренности, умению жить данным часом, делом - основному в Православии.

Дети каждый день как бы снова рождаются, отсюда их непосредственность, неосложнённость души, простота суждений и действий. Кроме того - у них незаглушенное чувство добра и зла, свобода души от плена греха, отсутствие суда и анализа.

Всё это имеем от рождения, как дар, который мы легко мысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство.

Обязанности крёстной матери

Она должна молиться о своих крестниках, помогать родителям крестника духовно в воспитании ребёнка, да и материально при необходимости тоже.

Прямые обязанности крёстной матери - знать, молится ли её духовное чадо, прилежно ли посещает Дом Божий, и прибегает ли к исповеди и святому Причастию.

Расскажите крестникам по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, и тогда будет для них нечистая мысль также страшна, как и преступное дело. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призвания имени Господня. При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как не стыдно» и прочее, а говорите чаще «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его, пусть это будет написано на вашем лице.

Преподобный Амвросий Оптинский : «Для вас было довольно и того, если вы позаботитесь воспитывать детей в страхе Божием, внушить им православные понятия и оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви, что вы благое посеете в душах детей, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких современных испытаний, которые нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

О воспитании в Катехизисе Католической Церкви

Домашняя Церковь

1655 Христос благоволил родиться и расти в лоне Святого Семейства Марии и Иосифа. Церковь есть не что иное, как «семейство Божие». С самого зарождения Церкви её ядро часто состояло из тех, кто «со всем домом своим» стали верующими (Деян. 18, 8). Когда они обращались, они хотели, чтобы и «весь дом их» был спасён (Деян. 16, 13 и 11, 14). Эти семьи, став верующими, были островками христианской жизни в мире неверующих.

1656 В наши дни, в мире зачастую чуждом и даже враждебном вере, верующие семьи играют первостепенную роль как очага живой и лучезарной веры. Поэтому Второй Ватиканский Собор даёт семье древнее наименование домашняя Церковь (Ecclesia domestica) (LG 11; ср. FC 21). В лоне семьи родители должны быть «для своих детей первыми наставниками веры словом и примером и благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному» (LG 11).

1657 Именно здесь осуществляется преимущественным образом священство крещёных - отца семейства, матери, детей, всех членов семьи «через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь» (LG 10). Семейный очаг есть, таким образом, первая школа христианской жизни, «богатейшая школа для человечества» (GS 52, § 1). Именно здесь учатся выносливости в труде и радости, братской любви, щедрому прощению, даже многократному, но прежде всего - поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни.

1658 Необходимо также помнить о некоторых людях, которые из-за конкретных обстоятельств, в каких они вынуждены жить, часто помимо своей воли, особенно близки сердцу Иисуса и заслуживают поэтому внимательной заботы и любви Церкви, в особенности пастырей: речь идёт о большом количестве одиноких людей. Многие из них остались без семьи, часто из-за своей бедности. Есть среди них люди, воспринимающие своё положение в духе Заповедей Блаженства, примерно служа Богу и ближнему. Всем им нужно открыть двери семейных очагов, «домашних церквей», и той великой семьи, какой является Церковь. «Никто не лишён семьи в этом мире: Церковь - это дом и семья для всех, в особенности для `труждающихся и обременённых' (Мф. 11, 28)» (FC 85).

Воспитание совести

1782 Совесть должна быть воспитанной, а нравственное суждение - просвещённым. Хорошо воспитанная совесть - честная и правдивая. Она высказывает свои суждения, следуя разуму, в соответствии с истинным благом, которого хочет мудрость Создателя. Воспитание совести необходимо людям - ибо они подвержены отрицательным влияниям, и грех искушает их - предпочесть своё собственное суждение и отринуть авторитетное учение.

1783 Воспитание совести - это труд всей жизни. С первых же лет оно пробуждает ребёнка к познанию и соблюдению внутреннего закона, познаваемого совестью. Благоразумное воспитание учит добродетели; оно предохраняет или излечивает от страха, эгоизма и гордыни, от ложного понимания вины и от стремления к самолюбию, порождаемого слабостью и ошибками человека. Воспитание совести гарантирует свободу и рождает душевный покой.

1783 В воспитании совести Слово Божие - свет на нашем пути; мы должны воспринять Его в вере и молитве и соблюдать его в жизни. И мы должны также испытывать нашу совесть, вглядываясь в Крест Господень. Нас поддерживают дары Святого Духа, нам помогают свидетельство и советы других людей; нас ведёт высочайшее учение Церкви (DH 14).

Родительский долг

2221 Плодородие супружеской любви не ограничивается рождением детей, но должно распространяться также и на их нравственное и духовное воспитание. Воспитательная роль родителей «настолько велика, что при её недостатке едва ли можно чем-либо её заменить» (GE 3). Право и долг воспитания - для родителей первостепенны и неотъемлемы (Ср. FC 36).

2222 Родители должны смотреть на своих детей как на детей Божиих и уважать их как человеческие личности. Они учат своих детей соблюдать Закон Божий, будучи сами послушны воле Отца Небесного.

2223 Родители первыми ответственны за воспитание своих детей. Они свидетельствуют об этой ответственности прежде всего созданием семейного очага, в котором господствуют нежность, прощение, уважение, верность и бескорыстное служение. Семейный очаг - это место, созданное для воспитания добродетелей. Последнее требует, чтобы человек учился самоотверженности, разумному суждению, владению собой, от которых зависит всякая подлинная свобода. Родители должны учить детей подчинять «измерения физические и чувственные измерениям внутренним и духовным» (CA 36). Серьёзной ответственностью родителей является добрый пример, который они должны подавать детям. Если родители умеют признавать перед детьми свои собственные недостатки, они смогут легче направлять детей и поправлять их:

«Кто любит своего сына, тот пусть не жалеет розги, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир. 30, 1-2). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

2224 Семейный очаг - это естественная среда для того, чтобы приобщать детей солидарности и общественной ответственности. Родители должны научить детей избегать тех ложных уступок и деградации, угрожающих человеческому обществу.

2225 Через благодать таинства брака на родителей возложена ответственность и им дана радость возвещать Евангелие своим детям. Родители должны вводить своих детей с самого раннего возраста в тайны веры, ибо они являются для них её «первыми глашатаями» (LG 11). С самого раннего возраста родители должны приобщать детей к жизни Церкви. Образ жизни в семье может породить расположение души, которое в течение всей жизни остаётся предпосылкой и поддержкой живой веры.

2226 Воспитание веры родителями должно начинаться с самого раннего детства. Оно уже осуществляется, когда члены семьи помогают друг другу возрастать в вере свидетельством христианской жизни, в согласии с Евангелием. Семейная катехизация предшествует другим формам преподавания веры, сопровождает и обогащает их. Задача родителей состоит в том, чтобы научить детей молиться и помочь им открыть своё призвание детей Божиих (CIC кан. 1246, § 1). Приход - это евхаристическая община и сердце литургической жизни христианских семей; он - самое благоприятное место для катехизации детей и родителей.

2227 Дети, в свою очередь, способствуют возрастанию родителей в святости (Ср. GS 48, § 4). Все вместе и каждый в отдельности великодушно и неустанно должны прощать друг другу боль, вызванную обидами, ссорами, несправедливостью, неисполнением долга. Обоюдная привязанность подсказывает такое поведение. Любовь Христова требует его (Мф. 18, 21-22; Лк. 17, 4).

2228 В период детства родительская любовь и уважение выражаются прежде всего в заботе и внимании, с которыми родители растят своих детей, заботясь об удовлетворении их физических и духовных потребностей. По мере того, как дети растут, то же уважение и преданность заставляют родителей учить своих детей праведному пользованию разумом и свободой.

2229 Поскольку именно родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей, они имеют право выбирать для них школу, соответствующую их собственным убеждениям. Это право - основополагающее. Родительский долг состоит в том, чтобы, в пределах возможного, выбирать школы, которые наилучшим образом помогут им исполнять их обязанность христианских воспитателей (Ср. GE 6). Власти должны гарантировать это право родителей и обеспечить конкретные условия его реализации.

2230 Становясь взрослыми, дети должны, и имеют на то право, выбирать себе профессию и образ жизни. Они должны принять на себя новые обязанности, сохраняя доверие к родителям, у которых будут охотно спрашивать совета, узнавать их мнение и прислушиваться к ним. Родители должны остерегаться того, чтобы принуждать детей к выбору профессии или к избранию супруга. Этот долг сдержанности и тактичности не мешает родителям помогать своим детям мудрым советом, особенно когда те собираются создавать семью.

2231 Бывает, что люди не вступают в брак, для того, чтобы лучше ухаживать за своими родителями или братьями и сёстрами, или чтобы посвятить свою жизнь профессиональной деятельности, или по другим достойным соображениям. Эти люди могут внести большой вклад благо человеческой семьи.

Семья и Царство Божие

2232 При всей своей важности, семейные связи не абсолютны. Чем более растёт дитя, приближаясь к зрелости и человеческой и духовной независимости, тем более ясным становится его особое призвание, идущее от Бога. Родители должны отнестись с уважением к этому призванию и поощрять детей следовать ему. Необходимо осознать, что первое призвание христианина - следовать за Христом (Ср. Мф. 16, 25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

2233 Стать учеником Христа - значит принять приглашение принадлежать к семье Бога, жить в соответствии с Его образом жизни: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь» (Мф. 12, 50).

2234 Родители должны уважать и принимать с радостью и благодарностью призыв Господа, обращённый к кому-либо из их детей, следовать за Ним в девственности ради Царства Божиего, в посвящённой (монашеской) жизни или в священническом служении.

 

Список сокращений


Назад к списку